Развитие умения вступать в диалог
• Сопровождайте любые свои действия несколькими простыми фразами.
• Для привлечения внимания ребенка называйте его имя и обязательно дожидайтесь реакции ребенка в виде взгляда или отклика.
• Разговаривая с ребенком, не теряйте контакта глазами, улыбайтесь и нежно прикасайтесь к нему.
• Давайте ребенку время, чтобы ответить вам. Настройтесь на медленный, постепенный процесс. Засекайте время реакции ребенка. Скачок с 30 на 20 секунд можно считать очень существенным, но его легко не заметить.
• Показывайте ребенку, как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реагирует на ваши слова. Ребенок должен знать, что общение — дело благодарное.
• Отвечайте на любые звуки, произносимые малышом. Старайтесь чаще повторять эти звуки — это заложит основу для соблюдения очередности в разговоре.
• Повторяйте за малышом все произносимые им звуки с его же интонацией — это создаст видимость диалога и поможет установлению взаимопонимания.
Развитие умения соблюдать очередность
• Для закрепления умения очередности делайте весомые паузы и выжидательно смотрите на ребенка, как бы предлагая вступить в разговор (или сымитировать вас).
• Направляйте умения очередности ребенка в играх типа: «ку-ку!», «телефон», «мне—тебе», строительство башни и т.п. Не упускайте возможность продемонстрировать ваше единство: «Это — мне, а это — тебе... Я говорю “алло!”, теперь ты говори... Ку-ку — где малыш? Ку-ку — вот он! Ку-ку — где мама? Ку-ку — вот она» и пр.
• Продемонстрируйте опыт очередности на игрушках, например, кормление по очереди, надевание предметов одежды и т.д. Проговаривать все ваши действия нужно обязательно!
• Начните с тех звуков и действий, которые малыш уже может производить.
• Копируйте вашего ребенка, проводя упражнения в игровой форме.
• Давайте ребенку время на ответ. Иногда ребенок подражает в особой ситуации непроизвольно: засыпая, в игре, на прогулке и т.д.
• При необходимости помогайте ребенку, дополнительно может понадобиться и физическая помощь: сделать движение совместно с ребенком, его рукой; содействовать произнесению нужного звука с помощью ваших рук.
• Сопровождайте звуки действиями, закрепляя игру многократными повторами.
• Вводя новые звуки, связывайте их с игрушками, с игровыми действиями.
Новый звук или действие следует представлять ребенку в течение минимум двух недель и только после этого переходить к другому.
Поделиться с друзьями: