Материал статьи раскрывает особенности и правила грамотного общения с ребенком раннего возраста. Поскольку эмоциональное общение и игра - два приоритетных вида деятельности детей в возрасте до трех лет, родителям предлагается использовать перечисленные в статье приемы для развития речи и познавательной активности малыша.
Ключевые слова: речевые умения, правила успешного общения, правила детской игры, приемы развития чувственной сферы ребенка.
Роль родителя в развитии навыков общения собственного ребенка трудно переоценить. Сам того не осознавая, взрослый дает малышу образцы взаимодействия с людьми (знакомыми и незнакомыми) и животными в различных местах и ситуациях. Чем чаще демонстрируется образец, тем он привычнее, чем привычнее, тем быстрее принимается малышом как естественный, поэтому взрослому следует задуматься, понятна и приятна ли малышу его речь, интонация; реагирует ли он на обращение родителя и как это делает; какой речевой фон привычен для ребенка, а какой необычен (например, малыш привык к громкому голосу, к постоянным окрикам и одергиваниям, а вот тихий голос ему не знаком).
Нами предлагаются выработанные в процессе практической работы правила для родителей, которые намерены изменить или грамотно выстроить эффективное общение с собственным ребенком. Все эти правила оформляются в виде памяток или брошюр и составляют методическое обеспечение работы специалиста.
Развитие умения вступать в диалог
• Сопровождайте любые свои действия несколькими простыми фразами.
• Для привлечения внимания ребенка называйте его имя и обязательно дожидайтесь реакции ребенка в виде взгляда или отклика.
• Разговаривая с ребенком, не теряйте контакта глазами, улыбайтесь и нежно прикасайтесь к нему.
• Давайте ребенку время, чтобы ответить вам. Настройтесь на медленный, постепенный процесс. Засекайте время реакции ребенка. Скачок с 30 на 20 секунд можно считать очень существенным, но его легко не заметить.
• Показывайте ребенку, как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реагирует на ваши слова. Ребенок должен знать, что общение — дело благодарное.
• Отвечайте на любые звуки, произносимые малышом. Старайтесь чаще повторять эти звуки — это заложит основу для соблюдения очередности в разговоре.
• Повторяйте за малышом все произносимые им звуки с его же интонацией — это создаст видимость диалога и поможет установлению взаимопонимания.
Развитие умения соблюдать очередность
• Для закрепления умения очередности делайте весомые паузы и выжидательно смотрите на ребенка, как бы предлагая вступить в разговор (или сымитировать вас).
• Направляйте умения очередности ребенка в играх типа: «ку-ку!», «телефон», «мне—тебе», строительство башни и т.п. Не упускайте возможность продемонстрировать ваше единство: «Это — мне, а это — тебе... Я говорю “алло!”, теперь ты говори... Ку-ку — где малыш? Ку-ку — вот он! Ку-ку — где мама? Ку-ку — вот она» и пр.
• Продемонстрируйте опыт очередности на игрушках, например, кормление по очереди, надевание предметов одежды и т.д. Проговаривать все ваши действия нужно обязательно!
• Начните с тех звуков и действий, которые малыш уже может производить.
• Копируйте вашего ребенка, проводя упражнения в игровой форме.
• Давайте ребенку время на ответ. Иногда ребенок подражает в особой ситуации непроизвольно: засыпая, в игре, на прогулке и т.д.
• При необходимости помогайте ребенку, дополнительно может понадобиться и физическая помощь: сделать движение совместно с ребенком, его рукой; содействовать произнесению нужного звука с помощью ваших рук.
• Сопровождайте звуки действиями, закрепляя игру многократными повторами.
• Вводя новые звуки, связывайте их с игрушками, с игровыми действиями.
Новый звук или действие следует представлять ребенку в течение минимум двух недель и только после этого переходить к другому.
Развитие умений пользоваться навыками общения в повседневной жизни
Умение требовать:
• Расставьте любимые игрушки ребенка или предметы обихода так, чтобы он не смогло них дотянуться и возникла потребность прибегнуть к вашей помощи. Дождитесь звука или жеста. Выражением радости продемонстрируйте малышу, что вы его поняли.
• Делая для малыша то, что он любит, попробуйте прервать это занятие на середине и задайте ему вопрос: «Хочешь еще?» Дождитесь знака или звука с его стороны.
• Нередко ребенок волнением и криком показывает, что ждет от вас помощи. Дайте возможность ребенку поуправлять своим криком. Задавайте ему вопросы и дождитесь реакции ребенка на ваши предложения.
Умение отказываться:
• Если малыш начинает плакать и отворачиваться от чего-то, чего не хочет, привлеките его внимание к себе. Покажите жест отрицания или скажите «нет», «не надо».
• Важно предоставить ребенку возможность не согласиться с вашими словами.
• Попробуйте неправильно назвать игрушку или предмет. Если ребенок не заметил вашу ошибку, исправьте ее сами, сопровождая словом-отрицанием «нет».
Умение здороваться и прощаться:
• День за днем используйте одни и те же слова и жесты для обозначения приветствия и прощания. Дожидайтесь от ребенка ответной реакции, хотя бы взглядом.
Умение делиться информацией:
• Старайтесь использовать любую возможность для того, чтобы показать малышу какие-либо вещи и назвать их. Если малыш тянется к какому-либо предмету — назовите его. Если ребенок уверенно показывает на какую-либо вещь, дайте возможность назвать ее самому ребенку.
• Вопросы «Что это?», «Что случилось?» не только позволят ребенку что-то сказать вам в ответ, но и подскажут ему, как можно обратиться с вопросом.
Умение давать:
• Для начала следует учить ребенка давать предметы в ответ на соответствующую просьбу.
• Чтобы помочь ему делать это без просьбы, нужно подключить к игре «Дай и на» всех членов семьи, используя многочисленные игрушки и предметы.
• Научить ребенка делать что-либо для других помогут ролевые игры: предложите малышу кормить игрушку или по очереди причесывать куклу. При необходимости можно помогать ребенку физически и предлагать ему также помогать и вам.
Игра со звуками:
• Покажите ребенку, какие звуки можно использовать в игре и в повседневной жизни:
- ассоциирующиеся с ударом, хлопком, стуком, звонком, движением механизмов: «бах», «бум», «хлоп» и пр.
- звукоподражание: голоса зверей, природных явлений и шумов (капли дождя, шум грома, вой ветра, шелест листьев и пр.).
Несколько правил, важных для успешного развития навыков общения у ребенка
• Давайте малышу время на ответ — это его шанс проявить самостоятельность, быть довольным собой.
• Слушайте... и ждите.
• Сделайте интересы ребенка отправной точкой обучения: интересы и потребности ребенка стимулируют его развитие.
• По очереди с ребенком совершайте различные действия, мимические движения, произносите доступные малышу звуки. Сделайте ребенка полноправным партнером в игре и общении.
• Копируйте малыша и побуждайте его копировать вас.
• Не стремитесь предугадывать и немедленно выполнять все желания ребенка. Помогайте ему выражать его потребности в процессе общения.
• Покажите малышу, насколько ценно и полезно общение с вами как с практической точки зрения (достижение желаемого через речевые сигналы), так и в эмоциональном плане (получение удовольствия, удовлетворения от того факта, что его поняли, приняли).
Как известно, движущей силой развития ребенка до трех лет являются социально-эмоциональное общение с взрослым и игровая деятельность.
Если в общении с взрослым окружением ребенок получает необходимый социальный опыт в виде нерефлексивно усваиваемых норм, правил, клише и шаблонов деятельности, то в игре малыш проявляет интерес, любопытство через манипуляцию и предметные действия и, главное, с удовольствием познает качества, свойства, различные характеристики окружающего его мира.
Нередко приходится выслушивать жалобы родителей на то, что ребенок не умеет, не хочет и даже не любит играть. Что ж, возможно у малыша имеются проблемы с игровой деятельностью. В таком случае взрослый должен взять на себя инициативу и по возможности передать малышу (в виде образцов, примеров, клише и т.п.) все прелести игровой деятельности — от замысла до желаемого результата, от нетерпения созидания до азарта разрушения. Стоит только вспомнить это волшебное, манящее и затягивающее чувство игры и донести его до малыша.
Однако следует напомнить некоторые «взрослые» правила детской игры, которые регламентируют вмешательство взрослых и способствуют поддержанию свободы ребенка.
Уважаемые взрослые! Не мешайте детям играть!
Для полноценного развития ребенку не требуется как можно раньше научиться читать - ему нужно вовремя и с удовольствием начать играть!
Простые правила для совместной игры:
• Ваши чувства по отношению к ребенку гораздо важнее, чем «правильная» игра - не ограничивайте ребенка в выражении различных чувств, пусть даже очень шумных или агрессивных.
• Игрушки для игры отбирает сам ребенок. Не навязывайте свой выбор — это ведь только ваш выбор.
• Не бойтесь шумной игры — шум останется в игре, когда вы об этом скажете ребенку.
• Не возлагайте на ребенка ответственность за беспорядок — в этом виноват не ребенок, а игра. Научите ребенка «складывать» игру на место.
• Не перебивайте игру взрослыми «умничаниями», не отвечайте на вопросы, которые вам не задавали.
• Ограничения в игре не нужны до тех пор, пока они не нужны. Ограничивайте ребенка спокойно, но твердо. Нарушение ограничений - конец игре!
• Не задавайте вопросов, ответы на которые вы уже знаете. Высказывайте утверждения — это поощряет ребенка на творчество и совместную с вами игру.
Пример: «Это домик?» (Ну, конечно же, домик!). Лучше: «Вот так домик получился! Мне нравится! Научи меня!».
• «Бегательную» и «прыгательную» игру лучше всего для ребенка заканчивать на коленях у взрослого под мерное качание и убаюкивание.
Развитие игровых навыков
Если малыш пассивен в игре и предпочитает простые действия (манипуляции), беготню или тихое сидение в уголке, придется приложить усилия:
• Приглашайте малыша поиграть вместе с вами, вовлекайте его в игру, заразите его своей собственной игрой, демонстрируя радость и удовольствие.
• Выбирайте такие игрушки, в которые можно играть вместе: мяч, машинки и куклы, наборы зверюшек, кубики, разборные игрушки и пр.
• Уделяйте ребенку позитивное внимание — поощряйте его самостоятельную игру словесной похвалой, объятиями и поцелуями.
• Не укоряйте ребенка за неумение играть! Поделитесь опытом игры! Покажите, как играют с различными игрушками: возня и валяние в обнимку с игрушками — это игра, перебирание, раскладывание и пересыпание — это игра, катание и перетаскивание — это игра, прятанье и искание — это игра, даже забрасывание и сбивание (например кеглей) — это тоже игра.
• Побуждайте ребенка совершать очередные действия, играя с игрушками: по очереди менять выражения лица, по очереди издавать различные звуки.
• Закрепляйте очередность в игре словами: «А теперь ты! Ну-ка попробуй!» и пр.
• Игра — важная часть жизни ребенка. Покажите ему эту часть сами. Он будет вам благодарен.
• В игре, как ни в каком другом виде деятельности, развивается речь ребенка. Игра стимулирует следующие ее проявления:
— непроизвольные эмоциональные всплески, выражаемые через междометия («ой», «ай», «ох», «ах»);
— непроизвольные имитации интонаций чужой речи в виде «про-говаривания» за игрушку, «оречевление», оживление ситуации: «бах», «ну-ну», «ай-ай-ай!» и пр.;
— непроизвольные эмоциональные «откликания» или «перекликания» в ответ на знакомые интонации. Это хорошо проявляется в играх-потешках типа «Ладушки», «А кто у нас?» и пр.;
— проговаривание и договаривание взрослым знакомых и доступных ребенку слов и фраз в игровых действиях вроде укачивания куклы, при катании на качелях («А-а-а!»), кормлении («А-ам!», «Спа-си-...!», или на прогулке «Пойдем гу-...!») и пр.
• Не ждите, что речь в игре проявится сразу же. Наберитесь терпения. Некоторые малыши настолько чувствуют себя неуспешными, что быстрее начинают говорить во сне или при засыпании, когда растормаживаются все впечатления долгого детского дня. Помните об этом и используйте это — добрая старая сказка на ночь, рассказанная вами с любовью, - это чудодейственная сила последнего впечатления малыша перед сном. Запоминается последнее.
• Не забудьте отметить проявления речевой активности ребенка. Не прячьте свою радость, покажите ее ребенку. Подарите ее другим близким малышу взрослым: прямо, косвенно, по телефону, в разговоре на улице. Весь мир должен знать, какая это радость — слушать и понимать своего ребенка! Малыш оценит ваше отношение, запомнит вашу радость и будет стараться вызвать ее подобным же образом. Речь — это не пытка упражнениями. Разговаривать — это так естественно для человека.
Малыш, испытывающий трудности в говорении, также, как и все дети, познает окружающий мир. Его ощущения обогащают личный опыт, а тот в свою очередь стимулирует развитие, в том числе и речи.
Помогите ребенку получить как можно больше стимулирующих ощущений! Перечислим несколько приемов развития чувственной сферы ребенка.
Как воспитывать зрительное восприятие:
- привлекать внимание ребенка к красивым, эстетичным предметам, картинам природы;
- рассматривать эти предметы или явления, эмоционально описывая их, восторгаясь и любуясь ими;
- находить вместе с ребенком подобные предметы на картинках или в действительности, обязательно сопровождать речью свои впечатления: «Ах, как красиво!Какая прелесть!»',
— поощрять сосредоточение внимания ребенка на рассматривании окружающего;
— окружать малыша приятными глазу вещами: игрушками и интерьером, гармоничными со средой.
Как воспитывать слуховое восприятие:
— привлекать внимание ребенка к звучащим игрушкам, имитируя их звучание;
— учить малыша в игре распознаванию звуков, издаваемых соответствующими игрушками или предметами;
— читая сказки или потешки, использовать интонацию, тембр голоса и звукоподражание для каждого персонажа;
- создавать приятный музыкальный фон для малыша в определенные режимные моменты (при засыпании, игре, купании и др.);
- разговаривая с малышом, использовать спокойные, ласковые интонации без излишне высоких или низких звуков, вскрикиваний, иногда переходить на шепот, привлекая ребенка к прислушиванию.
Как воспитывать тактильное восприятие:
- привлекать внимание ребенка к получению приятных ощущений от соприкосновений с меховыми, шелковыми, атласными или шерстяными материалами;
— ощупывать вместе с ребенком поверхности различных предметов и описывать их качества (гладкое, шершавое, колючее, мягкое и пр.);
- играть в игры-«шуршалки» с мелкими или сыпучими предметами и материалами: фасолью или бобами, пуговицами или большими бусинками в коробке, крупным песком и пр. (Играть в «шуршащие» игры нужно обязательно вместе с малышом во избежание неприятностей в виде проглоченной пуговицы или попадания песка в глаза ребенка. Кроме того, познание свойств сыпучих и шуршащих материалов, а также воды может при бесконтрольности процесса эмоционально растормозить ребенка, ввести его в состояние, близкое к азарту разрушения. Напротив, совместное с взрослым и в диктуемом им медленном темпе манипулирование веществами дает замечательный тонизирующий и расслабляющий малыша эффект.)
Как воспитывать обоняние и вкус:
- предлагать ребенку вдыхать приятные запахи растений, свежего воздуха, ароматов детских косметических средств, лакомств и пр., сосредоточивая малыша на получении приятных ощущений;
- описывать ароматы, интонируя речь: «Как приятно, как вкусно пахнет, какой замечательный запах...» или «Фу, как неприятно пахнет, какой скверный запах...»',
- вместе с ребенком пробовать и «смаковать» небольшие порции фруктов или овощей с приятным ребенку вкусом, эмоционально описывая их: «Ах, как вкусно, приятно, сладко, сочно и пр.»',
- вместе попробовать и оценить горькое и кислое, внимательно следить за реакцией ребенка и оказывать ему поддержку при отрицательной реакции;
- поиграть в игры-«угадайки» (с закрытыми глазами) с кусочками различных предпочитаемых ребенком фруктов и овощей;
- обязательно высказывать свое мнение в отношении неприятного запаха (табака, дыма): «Этот запах резкий, неприятный...», или запретного для малыша вкуса, не поощряя ребенка к их дальнейшему опасному исследованию: «Это нельзя трогать никому, опасно!».
Все перечисленные направления и приемы чувственного развития не исчерпываются приведенным списком и, как правило, пополняются самими родителями по мере их воплощения в повседневную жизнь.
По словам Г.Л. Лэндрета, «дети имеют врожденную тенденцию к росту и созреванию». Сколько доброй иронии и грусти в этих словах. Действительно, большинство родителей забывают о том, что дети неизбежно растут и вместе с ними растут их возможности, если эти возможности развивают, и их проблемы, если на эти проблемы не обращают внимания.
Вовремя напомнить эти простые истины родителям и дать им возможность проявить свои родительские качества с лучшей стороны — одна из задач специалиста, осуществляющего консультативную практику и коррекционную работу с детьми раннего возраста.
Литература
1. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетовой, Д.В. Сергеевой и др. М.: Просвещение, 2000.
2. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: пер с англ. М.: Просвещение, 1991.
3. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: пер. с англ. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). СПб.: Речь: ТЦ «Сфера», 2001.
5. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. В 8 кн. Кн. 2: Индивидуальная программа ребенка: пер с англ. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
Поделиться с друзьями: