Если малыш пассивен в игре и предпочитает простые действия (манипуляции), беготню или тихое сидение в уголке, придется приложить усилия:
• Приглашайте малыша поиграть вместе с вами, вовлекайте его в игру, заразите его своей собственной игрой, демонстрируя радость и удовольствие.
• Выбирайте такие игрушки, в которые можно играть вместе: мяч, машинки и куклы, наборы зверюшек, кубики, разборные игрушки и пр.
• Уделяйте ребенку позитивное внимание — поощряйте его самостоятельную игру словесной похвалой, объятиями и поцелуями.
• Не укоряйте ребенка за неумение играть! Поделитесь опытом игры! Покажите, как играют с различными игрушками: возня и валяние в обнимку с игрушками — это игра, перебирание, раскладывание и пересыпание — это игра, катание и перетаскивание — это игра, прятанье и искание — это игра, даже забрасывание и сбивание (например кеглей) — это тоже игра.
• Побуждайте ребенка совершать очередные действия, играя с игрушками: по очереди менять выражения лица, по очереди издавать различные звуки.
• Закрепляйте очередность в игре словами: «А теперь ты! Ну-ка попробуй!» и пр.
• Игра — важная часть жизни ребенка. Покажите ему эту часть сами. Он будет вам благодарен.
• В игре, как ни в каком другом виде деятельности, развивается речь ребенка. Игра стимулирует следующие ее проявления:
— непроизвольные эмоциональные всплески, выражаемые через междометия («ой», «ай», «ох», «ах»);
— непроизвольные имитации интонаций чужой речи в виде «про-говаривания» за игрушку, «оречевление», оживление ситуации: «бах», «ну-ну», «ай-ай-ай!» и пр.;
— непроизвольные эмоциональные «откликания» или «перекликания» в ответ на знакомые интонации. Это хорошо проявляется в играх-потешках типа «Ладушки», «А кто у нас?» и пр.;
— проговаривание и договаривание взрослым знакомых и доступных ребенку слов и фраз в игровых действиях вроде укачивания куклы, при катании на качелях («А-а-а!»), кормлении («А-ам!», «Спа-си-...!», или на прогулке «Пойдем гу-...!») и пр.
• Не ждите, что речь в игре проявится сразу же. Наберитесь терпения. Некоторые малыши настолько чувствуют себя неуспешными, что быстрее начинают говорить во сне или при засыпании, когда растормаживаются все впечатления долгого детского дня. Помните об этом и используйте это — добрая старая сказка на ночь, рассказанная вами с любовью, - это чудодейственная сила последнего впечатления малыша перед сном. Запоминается последнее.
• Не забудьте отметить проявления речевой активности ребенка. Не прячьте свою радость, покажите ее ребенку. Подарите ее другим близким малышу взрослым: прямо, косвенно, по телефону, в разговоре на улице. Весь мир должен знать, какая это радость — слушать и понимать своего ребенка! Малыш оценит ваше отношение, запомнит вашу радость и будет стараться вызвать ее подобным же образом. Речь — это не пытка упражнениями. Разговаривать — это так естественно для человека.
Поделиться с друзьями: