Роль игры в организации поведения ребенка

Роль игры в организации поведения ребенка

 Каждый ответственный родитель понимает, что, для того чтобы его ребёнок рос здоровым, активным и успешным, необходимо соблюдать распорядок дня, организовывать его деятельность, начиная от пробуждения и приема пищи и заканчивая развивающими занятиями и досугом. Однако, именно, в этих ситуациях интересы детей и взрослых резко расходятся, почти все родители сталкиваются с разного рода проблемами.  

Что самое важное для пап и мам? Чтобы ребенок вовремя поел, поспал и т.д. От того, как ребенок питается, каким воздухом дышит, зависит не только его здоровье, физическое развитие, но известно, «в здоровом теле – здоровый дух». А ведь сам ребенок не всегда считает это главным и то, что взрослый находит правильным и необходимым, ребенок нередко воспринимает как нечто скучное, некомфортное.

Однако, выход из подобных ситуаций всё-таки есть – это игра. Облачив «скучные» каждодневные дела и неприятные для ребенка процедуры в игру, вы сможете не только сэкономить время, но и сберечь нервы и себе, и ребенку.

Несомненно, что подбор игры должен учитывать психологические, возрастные и личностные особенности вашего ребенка.

Для младшего дошкольника все неприятные процедуры (капать в нос капли, есть суп и т. п.) можно сопровождать игрой (особенно если ребенок не здоров, у него плохой аппетит и т. п.)

Например, ребенок не любит когда его намыливают мылом в ванне; чтобы его отвлечь, пусть в ванне вместе с ним «моются» и его зверюшки.

Пора укладываться спать - пусть ребенок сначала уложит своих кукол и зверей. Но еще лучше, если малыш будет знать, что когда он умоется, и будет лежать в постели, мама расскажет ему на ночь сказку.

У малыша плохой аппетит - посадите рядом за стол куклу или мишку: - Смотри, Мишка, как «Сережа» сегодня хорошо ест.

Это все дела «неприятные». Но есть и просто трудные и скучные дела. Для дошкольника это, прежде всего, то, что относится к самообслуживанию. Раньше мама шнуровала ботинки, застегивала пуговицы, а теперь приходится делать это самому. Поначалу это не так - то просто. Пока еще ребенок осваивает навыки самообслуживания, полезно вводить его действия в игровой контекст. Пусть пуговки на его пальто станут «живыми»: - Смотри, каждая пуговка должна попасть в свой домик

Если ребенок долго одевается на прогулку, то прием соревнования может оказаться полезен, например, если ребенок неохотно, медленно одевается (ведь раньше мама всё делала за него). Можно поиграть в «Кто первый…….» оденет штаны, застегнет все пуговицы и т. д.

Уборка игрушек доставляет много хлопот родителям. Приобщать к этому ребенка до четырех лет можно опять-таки при помощи игры:

- Машины у тебя весь груз перевезли? Еще чуть-чуть? Ну, вот теперь уже все, им пора в гараж. Здесь на полке у них гараж. Поехали в гараж!

- Я сегодня не стану с тобой играть, - говорит взрослый пятилетнему  ребенку. - Вчера играли мы с тобой вместе, а игрушки убирала я одна. Я так больше не хочу. Играй одна. Если потом у тебя в комнате будет порядок, то завтра я с тобой поиграю.

Например, дети старшего дошкольного возраста уже активно осваивают счет и зачастую с удовольствием демонстрируют свое умение, поэтому, если вам предстоит поездка на транспорте, можно предложить ребенку посчитать красные машины, которые встречаются на пути.

Можно также добавить соревновательный элемент: «Каких машин встретится больше?» – вы считаете красные, ребенок – белые. Таким образом, вы не только отвлечете от скучной поездки в автобусе, где нельзя бегать и шуметь, но и потренируете ребенка в устном счете и концентрации внимания.

Старший дошкольник, да и младший школьник еще много времени будет проводить за игрой, но они при этом должны четко различать игру и обязательные дела - труд, учебу, для успешного выполнения которых требуются волевые усилия, «преодоление себя», своих непосредственных желаний.

Как организовать детей, чтобы они могли присмотреться друг к другу, чтобы не кому не было скучно?

Большинство современных родителей знают, что у детей раннего и дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая. Поэтому они ожидают, что дети будут занимать игрой себя сами. И искренне недоумевают, когда этого не происходит. На нетерпеливый возглас: «Не мешай! Иди, поиграй!» – маленький ребенок продолжает вертеться около, отвлекать родителей от дела и капризничать. Очень часто это происходит потому, что дети просто не умеют играть.

Поэтому, взрослый должен выступить инициатором совместной детской игры. (Если позволяют условия, то лучше поиграть с ребенком в отдельной комнате).

Начать можно с простых игр с правилами, в которых взрослый берет на себя роль ведущего, а дети выполняют предложенные им игровые действия. Это игры типа: «Делай, как я», «Лови мяч и кидай обратно», «Скажи наоборот» (холодно - горячо, быстро - медленно и т. д.). Хорошую службу может сослужить сюжетная игра в театр; где желающие могут быть «артистами», а зрителями будут куклы и остальные дети. Взрослый организует это игру, беря на себя вначале роль «билетера» (рассаживает зрителей, приглашает их на представление), а затем - роль «конферансье».

А вот как играть, вам помогут следующие рекомендации.

1. Играя с ребенком, опуститесь рядом с ним, чтобы вы были с ним на одном уровне. Тем самым вы показываете, что в игре вы на равных.

2. Подберите для игры яркие красивые игрушки. Их не должно быть слишком много, иначе детское внимание будет рассеиваться. Учитывайте размер игрушек. Слишком большие или слишком маленькие будут неудобны маленькому ребенку.

3. Покупая новую игрушку, обязательно покажите, как ребенку в нее играть. Не умея в нее играть, малыш быстро утратит к подарку интерес.

4. Постепенно сокращайте свое участие в игре. Давайте ребенку возможность проявить свою активность.

5. Озвучивайте все ваши действия. Игра не должна проходить в тишине. Новые звуки, слова, жесты стимулируют ребенка к активной речи.

6. Подберите «правильное» время для игры. Малыш не должен хотеть спать или есть, быть чем-то расстроенным. Лучше всего выделить специальное время в режиме дня именно для игр.

7. Повторяйте игры. Ребенок может не сразу полюбить игру или запомнить правила. А когда игра уже хорошо усвоена, начинайте фантазировать. Можно поменять героев игры или предметы, а можно изменить последовательность. Тем самым поднадоевшая игра вновь станет интересной ребенку.

Таким образом, умелое использование взрослым такой привлекательной для ребенка деятельности, как игра, будет способствовать первоначальному приобщению ребенка к трудовым и учебным занятиям, придаст им интерес, заполнит праздничный досуг детей.